Арктик.PRO: За школьными партами сидят будущие учёные

Научно-технический марафон для школьников Арктик.PRO в регионах присутствия компании «Норникель» проходит в пятый раз. Два отборочных этапа уже позади, эксперты определили семёрку лучших участников из Читы и Газимуро-Заводского района, которые в январе за счёт компании отправятся в Новосибирск на финальный этап — «Зимнюю научно-техническую школу». Куратор проекта в Чите Жанна Медведева рассказала, для чего компания когда-то запустила Арктик.PRO и как марафон может изменить жизнь школьников.

Проект открыт для школьников 7-10 классов и призван показать, что наука не абстракция, она всегда рядом с нами, на неё можно опираться и использовать в обычной жизни.

Марафон «Арктик.PRO» состоит из трёх этапов: онлайн-викторины, «Заполярного технодрома» и «Зимней научно-технической школы». В первом туре на сайте проекта участники проходили викторину с изобретательскими задачами, во втором — участвовали в сессии научно-деловых игр, где по различным критериям их оценивала группа экспертов. В этом году второй этап был, наверное, одним из самых интересных, но и сложных. Участники должны были построить «Машину Голдберга» из заданных материалов. Это абсурдно сложное приспособление, которое выполняет простейшие задачи по принципу домино.

«Эксперты отметили, что ребята из Читы — одни из тех, кто справился с заданием полностью. А на испытании „Манипулятор“ нужно было за максимально короткое время создать механизм из предоставленных деталей. Школьники предложили необычные решения, например, разработали специальную клешню для устройства и альтернативный вариант сборки пульта», — говорит Жанна Медведева.

Третий завершающий этап марафона — «Зимняя научно-техническая школа», которая призвана подтолкнуть подростков к собственным исследованиям.

Участники этого года из Читы и Газимуро-Заводского района, прошедшие второй этап с лучшими результатами, сейчас усиленно готовятся к третьему, ведь в Новосибирске они будут бороться за победу со своими индивидуальными проектами. Соперниками будут школьники из Норильска, Дудинки, Мончегорска, Заполярного и Никеля.

В прошлом сезоне марафонцы ездили в Екатеринбург. Программу мероприятия создавали таким образом, чтобы активизировать исследовательский и изобретательский потенциал подростков. В первой части проекта участники учились самостоятельно проводить опыты по химии и физике, чтобы, приехав в свои регионы, показать другим, как интересны могут быть эти школьные предметы. Каждый получил специальный опытный набор для проведения открытых уроков в родных городах.

Вторую часть посвятили изобретательству и презентации своих идей. Школьники посетили лекцию Дмитрия Мамонтова, научного редактора Политехнического музея Екатеринбурга, который рассказал о самых необычных и, при этом, простых изобретениях, а также проконсультировал ребят по их собственным проектам. Эксперт по публичным выступлениям TED Светлана Фоминых провела мастер-класс, в результате которого школьники представили 24 оригинальных презентации собственных изобретений.

Без развлекательной программы тоже не обошлось. Участники побывали в самом северном небоскрёбе мира — комплексе «Высоцкий», посетили Белоярскую атомную электростанцию (единственную в России, где действуют разные типы реакторов), развлекательные экскурсии. И, конечно, не остались без подарков. В прошлый раз школьникам дарили планшеты iPad, флешки с кодовым замком, а также реквизит с символикой Арктик.PRO: толстовки, футболки, рюкзаки.

«Это очень яркое заряжающее эмоциями мероприятие, где ребята полностью могут поменять своё видение и отношение к науке. Те, кто уже прошёл научно-техническую школу, сейчас сами разрабатывают кейсы для продвижения науки в своих школах, используя и подаренные наборы. Они иногда нам звонят, консультируются с экспертами по проведению интеллектуальных баттлов. Показывают, что физика и химия действительно могут быть интересными, и самое важное — делают это сами, работают с аудиторией», — рассказывает куратор проекта.

Есть здесь и профориентационный аспект. Для многих школьников учёба на технической специальности — нечто абстрактное и очень сложное, они не представляют, чем конкретно смогут заниматься там, поэтому часто выбирают гуманитарные специальности. В этом смысле марафон — не просто развлечение, которое прошёл и забыл. Многие участники, побывав на «Зимней научно-технической школе», решили учиться в вузах с научно-технической направленностью.

Возможно, впоследствии они смогут применить полученные знания в масштабных проектах «Норникеля», в том числе на Быстринском ГОКе. Для компании это важная инвестиция в будущее науки и прогресса.

Источник: chita.ru

Инструменты