Быстринский – это про дорогу

С неё каждый месяц начинается путь на комбинат вахтовиков - тех, кому предстоит извлекать в карьерах ценную руду, измельчать и обогащать её на фабрике. И завершается вся производственная цепочка снова дорогой. Сотни километров - уже по железнодорожной ветке - преодолевают составы с медным, магнетитовым и золотосодержащим концентратами прежде, чем поступить покупателям.

Вот уже пять лет перевозит ценные грузы с производственной площадки Быстринский транспортный филиал, а для своих – просто БТФ.

Как Газимурский Завод и Борзя оказались в одной колее, зачем быстринцы-транспортники поддерживают бальность пути и откуда на станции Нарын-1 появился металлический журавль? Первый юбилей – отличный повод разобраться.

Золотоносный участок железной дороги

Когда говоришь Быстринский ГОК, мысленно представляешь точку на карте Забайкалья за 500 с лишним километров к востоку от Читы. Газимуро-Заводский район – именно здесь с чистого листа построили и пять лет назад запустили махину-комбинат, вложив в проект свыше 90 млрд рублей.

Для старта проекта потребовалось построить 224 километра железнодорожного полотна. Это было сделано на условиях государственно-частного партнёрства. Ветка протянулась от станции Нарын-1 в Борзинском районе до производственной площадки, соединив Быстринский ГОК с Южным ходом Забайкальской железной дороги, который идет от Транссиба до границы с Китаем. Кроме того, была создана вся необходимая для организации перевозок железнодорожная инфраструктура.

Так в 2017 году началась история Быстринского транспортного филиала, который сегодня отвечает за весь грузопоток с медным, магнетитовым и золотосодержащим концентратами, выпускаемыми обогатительной фабрикой, и текущее содержание объектов железнодорожной инфраструктуры.

Золотоносный участок – так назвал его кто-то из старожилов. И дело не только в золоте – по объёму производства этот концентрат занимает третье место среди продуктов Быстринского ГОКа. Выход Быстры на проектные мощности по переработке руды – в прошлом году 10,5 млн тонн, - а также реализация проектов по повышению производительности и, соответственно, возросший трафик подтвердили ключевое значение объекта для комбината, Забайкальского дивизиона и «Норникеля» в целом.

Датой образования БТФ считается 2 октября 2017 года, когда по решению совета директоров «Норильского никеля» предприятие поставили на учёт в налоговые органы. И уже в январе 2018 года по железной дороге поехали первые составы с грузом.

«Поначалу это были материально-технические грузы для обеспечения производства Быстринского ГОКа, но уже в апреле 2018 года был отправлен первый состав медного концентрата партнёрам из Китая, а с мая начались отправки железорудного концентрата для клиентов по России и за её пределами. В первый год работы в общей сложности было перевезено 517 тысяч тонн грузов. С того времени структура грузов остается прежней, но объемы существенно выросли и составляют почти 3 миллиона тонн в год», - рассказал директор филиала Андрей Корнеев.

Здесь люди с историями

На своём нулевом километре в Борзинском районе специалисты БТФ трудятся вместе с коллегами из управления железнодорожного транспорта и логистики Быстринского ГОКа и ПЧ-17 – это компания-подрядчик для обслуживания участка. На станции Нарын-1 все размещаются в двухэтажном АБК – административно-бытовом комплексе, который вместе с другими постройками представляет собой уменьшенную копию площадки в Газимурском Заводе. Разве что общежитий здесь нет, поскольку работают на объекте в основном местные жители.

Коллектив БТФ - всего девять человек, каждый из которых свой, с тем самым особым корпоративным кодом быстринца, который не зависит от штатки. СИЗы, манера подниматься по лестнице (три точки опоры, телефон - в карман), а самое главное – склад характера. Невероятно умные и опытные, но при этом простые в общении и открытые. Много спрашивают и, конечно, интересно рассказывают.

До создания филиала и прихода первого директора Александра Баева, который перевёлся в Борзю из Мурманского транспортного филиала «Норникеля», ещё на этапе стройки здесь начала работать Елена Шафоростова.

«Пришла экономистом, когда велась укладка железнодорожной решётки на 52 километре. При мне было уложено серебряное звено линии, станция Бугдаин в Александрово-Заводском районе, и золотое звено - станция в Газимурском Заводе. Потом ушла в РЖД, в эксплуатационное депо. Проработав три года, увидела объявление «Приём в БТФ». Позвонила директору, прошла тестирование, и меня приняли. Получается, работаю в компании уже почти пять лет, а отдала этой дороге все десять», - поделилась Елена Андреевна, которая в 2020 году получила благодарность от президента «Норникеля» Владимира Потанина.

По словам специалиста по договорной работе Николая Игольникова, в 2017 году коллектив БТФ, который состоял из четырех человек, больше напоминал семью во главе с Александром Александровичем.

«Опыт работы в компании, в которой всё начиналось с нуля, крайне интересный и захватывающий, - говорит Николай Игольников. - Мы вместе сталкивались с новыми вызовами, которые нам помогали преодолевать коллеги из главного офиса, Мурманского и Архангельского транспортных филиалов. Для меня было необычно, что мы напрямую общались с руководителями по самым разным направлениям, будь то вопросы экономики, закупки или снабжения».

«В апреле 2018 года на КНР был отправлен первый поезд, это событие все очень ждали. Первый поезд проложил нам дорогу в будущее, - вспоминает главный менеджер БТФ Елена Кнауб. - А сегодня мы смело отправляем по 66-68 составов в месяц, и это тоже только начало».

Бьют рекорды и выигрывают

Сегодня задачи филиала остаются прежними – обеспечение железнодорожных перевозок, бесперебойности поставок и содержание всей инфраструктуры. В мае этого года на участке установили рекорд по объёму перевозок – более 300 тысяч тонн.

Состояние железнодорожной инфраструктуры оценивается бальностью пути, которая составляет на участке 4,26. По словам сотрудников БТФ, поддерживать такой уровень – немалый труд, учитывая большую протяжённость дороги. Для осмотра ветки они еженедельно проезжают на автомобиле сотни и проходят пешком десятки километров. Рельеф местности, перепады высот, паводки заставляют постоянно искать нестандартные решения и подходы. Один из примеров – наводнение 2021 года, когда инженерное решение Евгения Пляскина по отводу воды на 121 километре позволило предотвратить размыв дороги и остановку движения. Когда на подъезде к Газимурскому Заводу подтопило автомобильную дорогу, специалисты БТФ Елена Кнауб и Юрий Акулов занимались организацией альтернативных перевозок для поддержания работы Быстринского ГОКа.

В июне в истории филиала начался новый этап – по решению «Норникеля» БТФ вошёл в состав Забайкальского дивизиона.

«Мы планируем увеличивать объём перевозок и закончить строительство железнодорожной ветки, примыкающей к путям станции Борзя ОАО РЖД, что позволит снизить время отправки составов», - поделился Андрей Корнеев.

Планы у сотрудников филиала выходят за рамки исключительно производственных. В этом году, объединившись с коллегами из Быстры и ПЧ-17, они прошлись с другими коллективами на День города в Борзе и даже получили приз за лучшее музыкально-ритмическое оформление. На выигранные средства заказали журавля из металла и установили на станции как символ счастья, преданности и готовности к бескорыстной помощи. Объединяться и проводить время вместе настолько пришлось по душе, что все быстринцы на станции организовали волонтерский отряд «Солнце степей» для участия в экомарафоне «Норникеля» и уже разработали проект – волонтёры хотят обновить таблички с названиями краснокнижных растений в Даурском заповеднике на экотропе в Адон-Челон. Они очень надеются, что все планы сбудутся.

«Поздравляю коллектив БТФ с первой знаменательной датой. Все это время работники были единой командой, без этого не было бы тех результатов, которые достигнуты. Желаю дальнейших успехов, развития, достижения самых высоких целей!», - директор Быстринского транспортного филиала Андрей Корнеев.

«Хочу поблагодарить всех, кто работал с нами на этом пятилетнем пути, кто тратил свое время, усилия и помогал выходить нашей компании на высокие показатели работы. Уверен, что впереди есть новые возможности для совершенствования и развития коллектива, повышения компетенции и эффективности командной работы. БТФ приложит максимум усилий для обеспечения тех задач, которые на нас возложены, а достигнутые результаты будут поддерживаться и приумножаться!», - директор по снабжению и логистике Быстринского ГОКа Михаил Петров.
Инструменты