Детские проекты недетского масштаба: волонтёрская помощь и парк на пустыре

Школьники 9-х классов из Читы и Газимуро-Заводского района учились управлять социальными проектами через деловые игры, викторины, ток-шоу и собственные разработки. Помощь детям с особенностями развития, профориентация по особенностям личности, идеи постройки парка на месте унылого пустыря — это и многое другое предлагали ребята-подростки, молодые, но уже такие сознательные. Площадкой для социального творчества стал образовательный фестиваль «Наш город-2019», организованный в Забайкалье компанией «Норникель».

Если вы подумали, что это игра — нет, здесь всё по-настоящему. Реальные проблемы Читы, реальные пути решения от людей со свежим взглядом, почти взрослых и очень ответственных. Школьники с пылом отстаивали свои идеи, азартно участвовали в диалоге с возможными партнёрами и даже представителями власти региона.

На ток-шоу «100 вопросов взрослому», например, звучали совсем не детские вопросы. Представителя администрации губернатора спрашивали, как сделать край более привлекательным для людей и возможно ли масштабно развивать туризм в Забайкалье, а директор зоопарка услышал трогательное «Чем мы можем помочь?»

Научный руководитель проекта «Школа городских компетенций» профессор Александр Прутченков отметил, что школьники не просто писали теоретические работы, они действовали.

«Ребята вникают в проблемы своего города, изнутри видят, чем могут помочь. И помогают. Например, знакомят малышей с правилами дорожного движения, проводят праздничные концерты или оказывают поддержку пожилым людям. Это много значит. Здорово, что компания „Норникель“ даёт такую возможность. Также дети научились защищать проекты и выступать публично. Это важное для них развитие soft skills — ключевых навыков, которые нужны современному жителю города. Знать, как устроен город, знать, что им руководят обычные, реальные люди. Одновременно ребёнок принимает на себя какую-то часть ответственности за происходящее вокруг. Понимает, что живёт в реальном городе, где от него тоже что-то зависит», — рассказал Александр.

Дети получали самые разные компетенции. Ежедневные «Креативные разминки» развивали навык поиска творческих способов для решения бытовых и социальных проблем, викторина «Финансовые бои» научила участников выходить из сложных жизненных ситуаций, а деловая игра «Парк или парковка» позволила ребятам выступить в роли строительной компании. Они разрабатывали концепцию застройки свободной городской территории и решали, какой из четырёх социальных объектов будут строить:

  • городской ландшафтный парк с аттракционами;
  • многоярусную парковку для личных автомобилей жителей города;
  • многоэтажный торговый центр с кинотеатром;
  • многопрофильный спортивный центр.

Нужно было не просто выбрать, а создать лучшую архитектурную концепцию, которая будет органично вписываться в ландшафт.

На «Ярмарке социальных проектов» звучали разные инициативы: популяризация истории города, чтобы читинцы знали, в честь кого названы улицы; профориентация молодёжи в зависимости от характера и личности; развитие мелкой моторики и пространственного мышления у детей с особенностями развития, повышение привлекательности образования для современных школьников.

Дети учились видеть проблемы у нас в городе, искали пути их решения и социальных партнёров, которые помогут воплотить проект в жизнь. Некоторые из них после одобрения экспертами получат небольшое финансирование, чтобы затем «ожить» в городе. Причём совсем скоро, до майских праздников. Так ребята учатся продвигать свои задумки и идеи, но на этом история не закончится. Перспективные проекты школьники смогут подать на «Конкурс социальных проектов» компании «Норникель» и выиграть грант на сумму от 100 тысяч до 5 миллионов рублей.

Девиз фестиваля — «Город начинается в школе» — очень точно отражает смыслы фестиваля. Все участники в будущем окажутся в разных профессиональных сферах. Кто-то станет руководителем, кто-то — инженером, кто-то откроет своё дело. Неизменно одно: на фестивале они узнали, что могут быть не просто винтиками в системе. Что будущее региона в их руках, и если хочешь сделать мир вокруг себя лучше — нужно сделать шаг вперёд.

Пусть шаг этот будет маленьким, пусть не всегда верным, именно так всё и начинается.

Справка:

Городской образовательный фестиваль «Наш город» — авторская программа интенсивного обучения участников проекта «Школа городских компетенций», которая моделирует социально-экономические отношения современного города. Основная цель проекта — повышение социальной активности молодого поколения. С 22 по 24 марта он проходил в Газимуро-Заводском районе и с 26 по 29 марта — в Чите.

Источник: chita.ru

Инструменты